Од иень каршо, стака кулясь сась.

Раужо модас од цёра совась.

Сэль сельменинзэ сон тавадыньзе,

Сырнень превинзэ модас валиньзэ,

Иневедь сельведь аванстэнзэ катьсь,

Стака ойме кошт, нинзэ потс совавсь.

Эрзянь Покш цёра масторось ёмавсь,

Телень порасто сонзэ тешткесь прась.

Ансяк менельсэ штатолзо кирьвайс...

Лембе седейсэ Сергунь март ильтясьть,

Тиринь велинесь сэпей сельведь валсь.

А шкасто пазось Сергунь саизе,

Эрзятнень эйстэ сонзэ явтызе.

Эрзянь келеньть кис, седейзэ путыль,

Эрзянь оймезэ сонзэ цивтёрдыль.

 

 

 

 

Галина Жданкина,

31 декабря 2011 г

 

 

 

 

 

ПАМЯТИ ТЕРЮШАНЬ СЕРГУ

 

40 дней назад окончил свой земной путь лидер эрзянского национального движения, яркий представитель молодого поколения эрзян Сергу Терюшань, Туршатов Сергей Кузьмич. Словно зная, что судьбой ему отпущен столь короткий срок, он торопился жить. По роду своей профессиональной деятельности, Сергей благоустраивал дома для людей. Как глава большой семьи, он растил троих детей. Но главным делом его жизни стало возрождение большой семьи – Эрзянь Раське, нашего древнего эрзянского народа.

 

В свободное от основной работы время и на собственные средства Сергеем Туршатовым был создан культурно-образовательный Интернет-портал «Эрзянь ки», где им были собраны и ныне доступны для изучения десятки уникальных материалов по истории, культурологии, лингвистике и археологии древней земли Эрзянь Мастор – современной России, ждущие своих исследователей.

 
Сергу останется в нашей памяти как яркий общественный деятель, историк и публицист. Именно благодаря его усилиям в июне 2009 года удалось организовать и провести  III-ий Конгресс эрзянского народа, на котором  самым активным образом обсуждались вопросы сохранения эрзянского этноса с его древними культурно-этическими традициями, и важным итогом которого явилось принятие  Воззвания к эрзянскому народу «Эрзянский язык в опасности!», а также Воззвания ко всем людям и народам мира в защиту эрзянского языка.

 

Сергей – автор ряда острых исторических статей «История Эрзянь Мастор», «МОРДОВСКАЯ И ФИННО-УГОРСКАЯ ОРДА ПРОТИВ РУСИ В 21 ВЕКЕ», «МЕЖДУ ФИННАМИ И УГРАМИ. МОРДВА И ОРДА ПРОТИВ РУСИ В 21 ВЕКЕ Часть II» и многих других, явившихся первой поистине свободной попыткой взглянуть на путь, пройденный нашим народом, без оглядок на официозную монархическую историю, неоднократно переписанную под диктат стоящих у власти.

 

Дальнейшая жизнь покажет, в чём Сергу был прав, а в чём, возможно, и заблуждался. Но он был честным и искренним борцом за свои убеждения.  Стремление докопаться до истины было для него важнее всего. А больше всего он ненавидел продажность и двуличие, приспособленчество и ложь.

 

Вспомним, что говорил Сергу по этому поводу: «Наш этнос растворяется, уходит в никуда, у нас нет правдивой истории, постепенно исчезает эрзянский язык, обычаи все гуще замешиваются с мокшанскими, даже наши национальные одежды пытаются смешать с мокшанскими и превратить эрзян и мокшо в обезличенную мордву... Самое главное, при этом уничтожается в первую очередь именно русская самобытность, которая корнями уходит в эрзянские культурные традиции, и это упорно никто не хочет замечать. Никакими финно-уграми здесь и не пахнет – «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!»

 

Эрзянь раське и русские – одна этническая общность. Есть несколько вариантов объяснения слова Русь, и все они вытекают из эрзянского языка: Русь - розь (рожь) - рудаз (руда) – раське (народ)...

 

Эрзян долгое время относили к финно-угорскому миру, но каких-либо уральских, монгольских, компонентов в эрзянах не найдено, поэтому науке невольно приходится признать, что уральские народы различаются между собой расами и, как понимаете сами, эрзяне относятся к европеоидной расе, а если точнее – к атланто-балтийской расе.

 

Вот тут и возникают серьезные противоречия, которые разваливают традиционную точку зрения, и способствуют пониманию того, что именно предки эрзян европеизировали уральцев и древних финно-угров. Именно поэтому эрзянские языковые маркеры встречаются в уральских и во всех финно-угорских языках»...

 

Его душа болела о том, как на наших глазах прерывается связь поколений... Вот что он говорил об этом:

«Память о предках свята. Эрзяне всегда отводили максимум внимания сохранению всего, что связанно с предшествующими поколениями, то есть с предками, и благодаря национальной вере, фольклору передавали эту информацию своим потомкам. Важнейшим источником для нас, современных эрзян, на сегодня является эрзянский эпос «Масторава» под авторством А. М. Шаронова, который раскрывает происхождение и историю эрзя-народа»...

 

Сергу завещал нам, чтобы все эрзяне сегодня почувствовали ответственность за судьбу своего эрзянского народа, его настоящее и будущее.

 

Несколько столетий в масштабах всей Земли идет страшная война, это война сил Света и сил Тьмы – она идет и на физическом плане, и на плане астральном. Страна нашего древнего гиперборейского народа Рась-Сия, древняя земля Эрзянь Мастор – стали эпицентром этой битвы. И нанеся силам зла ощутимый удар, в этой неравной  схватке Сергей погиб как герой... Таким он и останется в нашей памяти – честным, бескорыстным, неподкупным бойцом, готовым отстаивать свои убеждения до конца.

 

И мы, остающиеся жить на этой Земле, на нашей древней Эрзянь Мастор, должны наконец понять, что не выстоим в этой борьбе, не сплотившись, не встав друг к другу плечом к плечу...

 

Стядо, эрзят, стядо, ялгат,

Масторавась эйсэнек терди,

Стядо, эрзят, стядо, ялгат,

ЭРЗЯНЬ МАСТОРОСЬ умок терди.

Лелят-сазорт, патят ялакст,

Лавтовдо лавтовс минь стятано.

Эсь моронть кис, эсь ойменть кис

Вейке-вейкенень кедь венстяно!

 

Минек покштятне умонь шкасто

Пачтизь миненек сырнень келенть.

Сон вирень лисьмакс жойни састо,

Эжди, кецявты эрзянь меленть.

 

Кежей пурьгинеть зяроксть вачкодсть!

Зяроксть стякшность куломань коволт!

Сынь эрзянь оймес, седейс пачкодсть

Ды кадность тозонь чентий тонолт.

 

Эрзят! Пандя аштемс пульзядо!

Урень уцясканть минь ёртсынек.

Сы шкань эрийнень ансяк стядо

Эрянь оймень толонть макссынек.

 

Стядо, эрзят, стядо, ялгат!

Масторавась эйсэнек терди.

Стядо, эрзят, стядо, ялгат,

ЭРЗЯНЬ МАСТОРОСЬ умок терди.

Лелят-сазорт, патят- ялакст,

Лавтовдо-лавтовс

Минь стятано.

Эйденек кис, сы шканок кис

Вейке-вейкенень кедь венстяно!

 

(Маризь Кемаль)

Hosted by uCoz